Проповедь в неделю сыропустную адамово изгнание. Прощёное воскресенье

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир. Проповедь в Неделю сыропустную о воспоминании Адамова изгнания

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Все мы, дети всех народов и племен, состоим в кровном родстве. Происхождение наше Божественно, но светоносная природа наша на заре Творения подверглась порче. В памяти человечества нет ничего плачевнее, чем воспоминание о грехопадении первых людей, Адама и Евы.

Первые люди были прекрасны. Лишь в доверчивом взгляде, чистой улыбке ребенка мы можем угадывать отблеск той утраченной красоты. Не зная греха, Адам и Ева наслаждались полнотой бытия в чудесном райском саду. Ничего не запрещал Всеблагой Творец любимым Своим созданиям, кроме одного плода, внешне привлекательного, но таившего внутри смерть и ад. Ибо этот маленький плод заключал в себе все будущие грехи человечества.

Мала и ничтожна капля отравы, однако стоит проглотить ее, и человек падает замертво. Вот так же в капле сока запретного плода таились потоки крови и слез, все чудовищные преступления и нравственные пороки всемирной истории.

Всещедрый Творец наделил человека многими дарованиями, среди них и высочайшим даром - свободой воли. Небесный Отец ждал от людей не слепого подчинения, а ответной любви. Бог не скрыл от Своих детей существования коварного дерева, Он просто предупредил: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17).

Увы, прародители наши не поверили Богу и изменили Ему! Не Всеблагому Отцу, не Творцу своему поверили они, а ползучей твари, в которую вселился диавол.

Чем же прельстил Адама и Еву лукавый змий? Ложью и клеветой на Творца соблазнил он их, собственной гордыней и завистью ко Господу прельстил, сказал: будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).

Первые люди не нуждались в познании добра и зла. Они сами были добром, образом и подобием Всевышнего Добра, Которое есть Бог. А познать зло для них означало впустить зло в собственные души, омрачив их первозданный свет.

Вкусив от запретного плода, Адам и Ева поняли, что они наги, и прикрылись листьями. Но они не поняли самого страшного: обнажились их души и стали доступны для тлетворного проникновения греха. Так отпали первые люди от Бога и подпали власти человекоубийцы-диавола. Прародители наши не соблюли дарованной им чистоты, поэтому не могли оставаться в Господнем Царстве Чистоты - и были изгнаны.

Каждый из нас отпал от Бога вместе с прародителями. Кто осмелится сказать, что сохранил в себе детскую невинность, чистоту помыслов, совершенную любовь? Кто не поддавался нашептыванию лукавых соблазнов, не осквернял в себе образ Божий? Даже лучшие из людей, подобно святому апостолу Павлу, могут сказать о себе: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).

Сок запретного плода, отравив сердца потомков Адама и Евы, ввергает их во все более мрачные бездны грехопадения. От Каинова братоубийства до новейших братоубийственных войн, от древних Содома и Гоморры до современного нравственного распада протянулась цепь беззаконий. Эти беззакония рода человеческого вопиют к небесам, требуя отмщения.

Но нет пределов любви и милости Господней. Бог пожалел заблудшее и падшее Свое создание и не оставил его. Устами пророков и праведников призывал Господь людей вспомнить о Божественном своем происхождении и возродиться в Духе и Истине. А когда настала полнота времен, послал Бог на землю обетованного Спасителя миру, Иисуса Христа.

Непостигаемую умом человеческим любовь явил Господь, искупив нас из рабства греху. Единородный Сын Божий облекся в человеческое тело, дабы вновь освятить его, предал Себя на страдания и смерть, пролил Пречистую Свою Кровь, дабы омыть Адамов грех и последовавшие за ним неисчислимые прегрешения людские. Как вместе с падшим Адамом все мы погрузились в пучину смерти, так с Воскресшим Христом каждый из нас получил надежду вернуться к Источнику жизни Вечной.

Описывая страдания Спасителя, преподобный Ефрем Сирин восклицает: «Яркое солнце с небесной высоты, увидев поругание Владыки на древе крестном, изменилось в лице, удержало лучи своей светлости, не потерпело взирать на поругание Владыки, облеклось печалью и тьмою. Все твари были в страхе и трепете, когда страдал Спаситель, Небесный Царь. А мы, грешные, за которых и предан Единый Безгрешный, все еще остаемся небрежными».

Дорогие во Христе братья и сестры!

Для наших прародителей воздержание от запретного плода было бы знаком любви ко Господу. Если мы, их потомки, хотим возвратиться ко Господу Милующему, мы должны стяжать добродетель воздержания.

Ныне перед нами открываются двери Великого поста, дорога духовного обновления, по которой мы должны прийти к Светлому Воскресению. Не только в воздержании от жирной пищи и хмельного пития заключается пост, такое воздержание - благое подспорье, чтобы мы смогли очистить от скверны наши чувства и помыслы. Отрешившись от житейской суеты, в благоговейной молитве наедине с Господом должен проводить христианин дни Великого поста. Но как предстать перед Господом Всемилостивым, если сам ты немилостив? Как предстать перед Божественной любовью, если в душе твоей живет ненависть? Потому-то этот день, канун Великого поста, именует Святая Церковь Прощеным воскресеньем и призывает нас ныне примириться со всеми, кто обидел нас, и искренне покаяться перед теми, кого мы обидели.

«В прощении обид другим состоит истинное познание Бога, которое объемлет собою всякое познание. Заповедь о прощении ближних есть мать всех заповедей. При исполнении оной мы можем любить Бога всем сердцем, а ближних, как самих себя. Наши посты, бдения и умерщвление тела полезны нам только тогда, когда мы исполняем сию заповедь. Тогда сердце наше и внутренний наш человек принимают участие во исполнении внешних наших подвигов, а не отвергают их», - говорит преподобный Марк Подвижник.

Братия и сестры возлюбленные, вспомните, как тяжко мы с вами грешим, как много прогневляем Господа. Но стоит нам уронить несколько слезинок покаяния - и Он, Милосердный, прощает нас. Иисус Христос, Которому мы призваны подражать, молился за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). А мы, называющие себя христианами, копим гнев на ближних своих и готовы мстить им за малейшую обиду.

Все мы родня по плоти в Адаме и родные по духу во Христе. В каждом человеке должны мы прозревать живую икону, образ и подобие Божие. Неужели же мы не найдем в себе сил для примирения друг с другом, для единения в святом братолюбии?

Трудным кажется прощать и просить прощение, но лишь из-за гордыни, которую внушает нам древний змий. Зато как легко и радостно становится на душе, когда примиришься с ближними. Это святая радость, радость о Господе!

Переступим же порог Великого поста с сердцами, очищенными от памятозлобия, и да будет нам по слову Господню: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Аминь.

Неделя Сыропустная. Адамово изгнание из Рая. Прощенное воскресение.

Слово архимандрита Кирилла (Павлова)

Адамово изгнание… Это и есть отправная точка нашего земного странствия в поисках утраченного Отечества — Царства Божия. Причина изгнания Адама - грех, совершенный прародителем. Грех же причина страданий, болезней, скорбей и самой смерти. Поэтому борьба с грехом - это главный подвиг на пути к Богу. Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной (так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов), или Прощеным воскресеньем. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.

С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

Без этого все сердечного примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды нельзя приступить к Господу, нельзя и начинать самого поприща поста и покаяния. Почему?

Потому, во-первых, что Сам Господь Бог наш есть Бог мира, а не нестроения…

Во-вторых, потому, что Царство Божие - светлое общество сынов Божиих… может ли принадлежать к нему тот, кто таит в сердце своем огорчение, досаду и злопамятство на брата своего, кто не имеет единодушия и мира со своими ближними - сонаследниками этого Царства?..

Мир есть благодатный дар Духа Святаго, и потому присутствие или отсутствие его в сердце человека свидетельствует о том, кто обитает в нем: Дух ли Божий, или дух лукавый…

Очевидно, что без искреннего все сердечного примирения со всеми братиями нашими во Христе благодатное поприще святого поста пройдет для нас бесплодно, хотя бы и старались мы провести пост по правилам церковного Устава…

Не таковаго поста Аз избрах, - говорит Господь через пророка Исаию, - но разрешите всякий союз неправды, отымите лукавства от душ ваших, престаните от лукавств ваших, научитеся добро творити (ср.: Ис. 58, 6; 1, 16-17). Не только никакой пост, но и самый мученический подвиг не заменит истинной любви к ближнему, той любви, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, но всех любит и всё терпит (ср.: 1 Кор. 13, 4-7).

Что пользы в молитве, когда по внешности себя смиряем, называя последними, а внутренне говорим, подобно фарисею?..

Что пользы, наконец, если мы будем и каяться пред Престолом Божиим, испрашивая прощение своих грехов, но - с ожесточенным сердцем, сами не простив ближнему и не примирившись с ним?..

Кто хочет, чтобы раскаяние его было принято как благоприятная Богу жертва, тот должен не только простить согрешения ближнему своему от всего сердца, так, чтобы и не вспоминать их, но должен еще постараться расположить и ближнего сего к такому же прощению, сделать его из врага своим братом, единодушным и единомысленным с собою. Без этого сколько бы на исповеди ни разрешал нас духовник, связанный враждою дух наш не разрешится и Отец Небесный не отпустит нам нашего согрешения…

Если мы дерзнем приступить к Таинству Святого Причащения, к Жертве… без истинной любви друг ко другу, то не будет ли это оскорблением высочайшей любви Божией? Имея дух злобы, мщения, вражды к ближним, мы попираем Святыню и Кровь Господа вменяем ни во что…

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами. Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти. Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя. Преподобный Ефрем Сирин

Итак, дорогие братия и сестры, простим всем от всего сердца нашего и с примиренным сердцем вступим в поприще святого поста, прося оставления согрешений наших у Господа. Будем при этом всегда помнить слова святого апостола Павла: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми… и Бог любви и мира будет с вами (Рим. 12, 18; 2 Кор. 13, 11). Аминь.

Проповедь «О воспоминании Адамова изгнания»

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Все мы, дети всех народов и племен, состоим в кровном родстве. Происхождение наше Божественно, но светоносная природа наша на заре Творения подверглась порче. В памяти человечества нет ничего плачевнее, чем воспоминание о грехопадении первых людей, Адама и Евы.

Первые люди были прекрасны. Лишь в доверчивом взгляде, чистой улыбке ребенка мы можем угадывать отблеск той утраченной красоты. Не зная греха, Адам и Ева наслаждались полнотой бытия в чудесном райском саду. Ничего не запрещал Всеблагой Творец любимым Своим созданиям, кроме одного плода, внешне привлекательного, но таившего внутри смерть и ад. Ибо этот маленький плод заключал в себе все будущие грехи человечества.

Мала и ничтожна капля отравы, однако стоит проглотить ее, и человек падает замертво. Вот так же в капле сока запретного плода таились потоки крови и слез, все чудовищные преступления и нравственные пороки всемирной истории.

Всещедрый Творец наделил человека многими дарованиями, среди них и высочайшим даром - свободой воли. Небесный Отец ждал от людей не слепого подчинения, а ответной любви. Бог не скрыл от Своих детей существования коварного дерева, Он просто предупредил: не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт. 2, 17).

Увы, прародители наши не поверили Богу и изменили Ему! Не Всеблагому Отцу, не Творцу своему поверили они, а ползучей твари, в которую вселился диавол.

Чем же прельстил Адама и Еву лукавый змий? Ложью и клеветой на Творца соблазнил он их, собственной гордыней и завистью ко Господу прельстил, сказал: будете, как боги, знающие добро и зло (Быт. 3, 5).

Первые люди не нуждались в познании добра и зла. Они сами были добром, образом и подобием Всевышнего Добра, Которое есть Бог. А познать зло для них означало впустить зло в собственные души, омрачив их первозданный свет.

Вкусив от запретного плода, Адам и Ева поняли, что они наги, и прикрылись листьями. Но они не поняли самого страшного: обнажились их души и стали доступны для тлетворного проникновения греха. Так отпали первые люди от Бога и подпали власти человекоубийцы-диавола. Прародители наши не соблюли дарованной им чистоты, поэтому не могли оставаться в Господнем Царстве Чистоты - и были изгнаны.

Каждый из нас отпал от Бога вместе с прародителями. Кто осмелится сказать, что сохранил в себе детскую невинность, чистоту помыслов, совершенную любовь? Кто не поддавался нашептыванию лукавых соблазнов, не осквернял в себе образ Божий? Даже лучшие из людей, подобно святому апостолу Павлу, могут сказать о себе: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю (Рим. 7, 19).

Сок запретного плода, отравив сердца потомков Адама и Евы, ввергает их во все более мрачные бездны грехопадения. От Каинова братоубийства до новейших братоубийственных войн, от древних Содома и Гоморры до современного нравственного распада протянулась цепь беззаконий. Эти беззакония рода человеческого вопиют к небесам, требуя отмщения.

Но нет пределов любви и милости Господней. Бог пожалел заблудшее и падшее Свое создание и не оставил его. Устами пророков и праведников призывал Господь людей вспомнить о Божественном своем происхождении и возродиться в Духе и Истине. А когда настала полнота времен, послал Бог на землю обетованного Спасителя миру, Иисуса Христа.

Непостигаемую умом человеческим любовь явил Господь, искупив нас из рабства греху. Единородный Сын Божий облекся в человеческое тело, дабы вновь освятить его, предал Себя на страдания и смерть, пролил Пречистую Свою Кровь, дабы омыть Адамов грех и последовавшие за ним неисчислимые прегрешения людские. Как вместе с падшим Адамом все мы погрузились в пучину смерти, так с Воскресшим Христом каждый из нас получил надежду вернуться к Источнику жизни Вечной.

Описывая страдания Спасителя, преподобный Ефрем Сирин восклицает: «Яркое солнце с небесной высоты, увидев поругание Владыки на древе крестном, изменилось в лице, удержало лучи своей светлости, не потерпело взирать на поругание Владыки, облеклось печалью и тьмою. Все твари были в страхе и трепете, когда страдал Спаситель, Небесный Царь. А мы, грешные, за которых и предан Единый Безгрешный, все еще остаемся небрежными».

Дорогие во Христе братья и сестры!

Для наших прародителей воздержание от запретного плода было бы знаком любви ко Господу. Если мы, их потомки, хотим возвратиться ко Господу Милующему, мы должны стяжать добродетель воздержания.

Ныне перед нами открываются двери Великого поста, дорога духовного обновления, по которой мы должны прийти к Светлому Воскресению. Не только в воздержании от жирной пищи и хмельного пития заключается пост, такое воздержание - благое подспорье, чтобы мы смогли очистить от скверны наши чувства и помыслы. Отрешившись от житейской суеты, в благоговейной молитве наедине с Господом должен проводить христианин дни Великого поста. Но как предстать перед Господом Всемилостивым, если сам ты немилостив? Как предстать перед Божественной любовью, если в душе твоей живет ненависть? Потому-то этот день, канун Великого поста, именует Святая Церковь Прощеным воскресеньем и призывает нас ныне примириться со всеми, кто обидел нас, и искренне покаяться перед теми, кого мы обидели.

«В прощении обид другим состоит истинное познание Бога, которое объемлет собою всякое познание. Заповедь о прощении ближних есть мать всех заповедей. При исполнении оной мы можем любить Бога всем сердцем, а ближних, как самих себя. Наши посты, бдения и умерщвление тела полезны нам только тогда, когда мы исполняем сию заповедь. Тогда сердце наше и внутренний наш человек принимают участие во исполнении внешних наших подвигов, а не отвергают их», - говорит преподобный Марк Подвижник.

Братия и сестры возлюбленные, вспомните, как тяжко мы с вами грешим, как много прогневляем Господа. Но стоит нам уронить несколько слезинок покаяния - и Он, Милосердный, прощает нас. Иисус Христос, Которому мы призваны подражать, молился за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). А мы, называющие себя христианами, копим гнев на ближних своих и готовы мстить им за малейшую обиду.

Все мы родня по плоти в Адаме и родные по духу во Христе. В каждом человеке должны мы прозревать живую икону, образ и подобие Божие. Неужели же мы не найдем в себе сил для примирения друг с другом, для единения в святом братолюбии?

Трудным кажется прощать и просить прощение, но лишь из-за гордыни, которую внушает нам древний змий. Зато как легко и радостно становится на душе, когда примиришься с ближними. Это святая радость, радость о Господе!

Переступим же порог Великого поста с сердцами, очищенными от памятозлобия, и да будет нам по слову Господню: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14). Аминь.

Воспоминание Адамова изгнания.

Протоиерей Андрей Лоргус

В «Прощеное воскресение», в последнее воскресение перед началом Великого поста, Церковь напоминает всем нам событие далекой древности, проклятие и изгнание Адама и Евы из Эдемского сада. Церковь предусмотрела это так же, как и в предыдущие воскресные дни, как подготовку к Великому посту.

Почему именно это, ветхозаветное, одно из древнейших событий, изгнание Адама и Евы из Эдема, почему оно относится к Великому посту? Потому что с этого проклятия, которое Бог дал первым двум людям, которым мы все являемся потомками, начинается история падшего человечества, к которому мы с вами принадлежим. Это история, которая совершалась за стенами Эдемского сада. Это изгнание было проклятием, было наказанием и в то же время исправлением, которое Бог дал за грех Адама и Евы. И этот грех разлучил человека, первого человека, с Богом. И тень этого греха лежит на всех нас. Мы все являемся наследниками той природы, которую получаем от своих родителей, а родители от своих родителей - и так до Адама и Евы. Мы все являемся носителями той уже искаженной грехом природы, которая восходит к Адаму и Еве. И поэтому их изгнание из Эдема и на нас сказывается, и в нашей природе. Но это не тот грех, о котором мы можем молиться как о личном грехе, он не личный. Никто из нас не причастен лично греху Адама и Евы. Но все мы причастны, потому что все мы человеки, от единой природы Адама. И поэтому Адамово изгнание есть и наше изгнание.

Часто новоначальные христиане спрашивают: почему так жестоко поступил Господь с первыми людьми? Так ли велико было их преступление, так ли велико было это ослушание, что нужно было их наказать изгнанием навсегда из Эдемского сада, насовсем? Совсем лишить их поддержки Эдема, совсем их лишить того блаженства, которое они имели по дару Господа?

Но у нас нет ответа, потому что между грехом и наказанием нет прямой причинно-следственной связи, которая объяснялась бы справедливостью, одинаковым весом, каким-то равноценным значением. Так может быть только на рынке, где мы уравниваем вес продукта с гирями. Но в суде Божием совсем не так. Поэтому мы не можем сказать, какому наказанию может соответствовать какой грех, или наоборот, за какой грех какое будет наказание. Потому что наказание, наказ - это тот урок, который дает Господь человеку для его исправления. Но кроме этого есть еще в Адамове изгнании другая особая вещь. Господь говорит: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (Быт, 3:22), Не должны были Адам и Ева сохранить в себе райского достоинства, совершенства, света, обожения, которое они имели. Не должны сохранить, потому что грех, ими совершенный, обладает необратимостью - как мало какие грехи, которые мы иногда называем смертными, хотя, конечно, это название не соответствует сути греха.

Некоторые грехи являются необратимыми. Есть такие поступки в жизни человека, которые вернуть нельзя, как, например, убийство другого, смерть, которая является следствием моего поступка, выбора, случайная или намеренная, - делает меня убийцей, и я не могу вернуться к себе прежнему после этого события. Есть такие события в жизни человека, перед которыми он должен остановиться и подумать: обратно дороги не будет. Так и Адам с Евой. Они совершили поступок необратимый. Он необратимо изменил их природу - и нашу с вами. Он необратимо изменил соотношение между человеком и Богом. И это была воля человеческая. И так часто в нашей воле совершать или не совершать необратимые поступки.

Многие поступки Господь прощает и не вменяет человеку в вину, исправляет и благодатью Своею залечивает раны душевные - злобы, ненависти, вражды, лжи, предательства. Но есть вещи, которые необратимы по природе, по той природе, которую дал Господь и которая, как бы ни милостив был Господь, но она останется в природе человека, она останется в наших отношениях, она останется в нашей истории, в нашей судьбе, и останется, увы, навсегда, хотя бы мы и плакали и каялись, и приносили бы свой пост. Мы будем нести искаженную природу, которую оставил нам Адам. И поэтому перед постом это напоминание нам, что мы не только раскаиваемся в совершенных нами грехах, но пост еще и есть несение тяжести нашей общечеловеческой судьбы и природы, которая, увы, искажена. Она несовершенна, она вот такая, что мы болеем, склонны к лжи и вражде, удобопреклонны греху - вот в чем наша беда. Это не грех, это наша беда, это наше несчастье.

И Великий пост - это плач и скорбь нашей общечеловеческой природы, искаженной грехом. Это наш плач, Адамов плач о том, что с нами произошло, о том, какие мы, о том, какая наша судьба останется поврежденная, искаженная, не светлая, не прямая до конца. Это вовсе не означает, что мы должны с унынием смотреть на нашу жизнь. В нашей жизни много того, что преодолевает и может преодолеть это наше несчастье. Но пост - это время покаяния, это и время несения особого труда. И в пост мы особым образом сталкиваемся с этой трудностью, с этой дебелой плотью, которая является следствием человеческого поступка Адама. И поэтому Адамово изгнание - особая тема; может быть, не самая важная для одного или другого из нас. Но это наша общая тема, которая склоняет нас к покаянию, склоняет нас к воспоминанию, склоняет нас к смирению и принятию судьбы, человеческой природы, человеческой истории, но и победы Воскресения Христова в этой судьбе и в этой природе. И если бы не было этой победы, то наш пост был бы временем скорби. А наш пост - это время ожидания, ожидания победы над грехом.

Адамово изгнание


Протоиерей Андрей Панков

Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Воскресный день накануне Великого и спасительного поста именуется в Православной Церкви Прощённым воскресеньем и днём воспоминания Адамова изгнания. В богослужебных книгах пишется, что воспоминание Адамова изгнания неслучайно, ибо Адам пал через беззаконное вкушение пищи. Из священной истории все мы с вами знаем о том, что Господь некогда сотворил человека. И человек был своего рода величайшим творением Божиим, сочетавшим в себе земное и небесное, два мира, две природы. Но случилось так, что диавол соблазнил первых людей.

Особенность творения человека заключалась в том, что ему уготовано было стать богом. Но невозможно сотворить из человека бога без воли самого человека. Вот для того, чтобы человек упражнялся в добродетели, верности, любви, благоговении перед своим Творцом, Господь насадил в Эдеме древо познания добра и зла. Заповедав человеку, чтобы он никогда не вкушал от плодов этого древа. И через послушание, через исполнение этой заповеди, первые люди - Адам и Ева - упражнялись в добродетели, совершенствовались и приближались к величайшему замыслу Создателя. Отношения между первыми людьми и Богом трудно себе представить, ибо это были отношения Отца и детей, Творца и творения. Отношения величайшей любви, доверия, чистоты и послушания.

И мы знаем с вами, что змей, который был мудрейшим из всех зверей Эдема, некогда обращаясь к Еве, сказал: "Правда ли, что Бог запретил вам есть от всех деревьев эдемских?" Ева ответила: "Нет, мы можем есть от всех деревьев, но только от древа познания добра и зла не можем есть. И даже", - прибавляет Ева по свойству женского существа, - "мы даже не можем прикасаться к этим плодам". И в этот момент змей произносит страшные слова, которые ядом вольются в сердце Евы: "Знает Бог, что в тот день, когда вы вкусите эти плоды, вы сами станете как боги!" И Ева, взглянув на древо познания добра и зла, увидела, что плоды его приятны для глаз и, наверное, вкусны. И совершила величайшее злодеяние, суть которого заключалась не столько во вкушении запрещённых плодов, сколько в признании Бога обманщиком, тираном, который сознательно держит в неведении первых людей. И совершив это злодеяние, как часто бывает, человек находится первое время в состоянии эйфории и опьянения грехом. Явившись своему мужу она говорит: "Вот, я вкусила от древа познания добра и зла и теперь я - богиня! Сколько же ты будешь находиться в рабском послушании у своего Создателя?" И как это тоже часто бывает, мужчина дрогнул перед словами женщины. И совершилось великое злодеяние - падение, суть которого означает попрание любви Божией и предательство своего Создателя и Творца.

Это злодеяние повлекло за собой чрезвычайные последствия. Поэт говорит: "Ангел сдвинул планету". И природа человеческая нарушилась. В неё вошли болезни, страдания и смерть. Конечно же первые люди не стали богами, и слова дьявола были ложью от начала и до конца. Но дело было сделано - человек совершил непоправимое, то, что невозможно устранить одними лишь человеческими силами. И мы знаем с вами о том, что Господь - не по гневу или строгости, граничащей с жестокостью - изгоняет Адама из эдемского сада. Потому что с этого момента начинается история выздоровления человеческого естества, человеческой природы. Эдем берётся от нашего мира. У входа в райский сад поставляется херувим с обращающимся огненным мечом. Очень скоро у Адама происходит горькое прозрение, очень скоро он познаёт глубину своего падения. Священное Предание говорит нам о том, что Адам во все дни своей жизни приходил к вратам в эдемский сад, к своему потерянному царству и рыдал о содеянном, прося у Господа прощения за совершённое им.

Каким образом, дорогие мои, эта история относится ко всем нам? Мы все являемся чрезвычайно близки Адаму и Еве, ибо все мы их потомки. И жестокая правда нашего мира заключается в том, что если мы не освящены водой и Духом, если мы не живём по любви, если мы не причастники Христу, то мы - дети предателей, наследники тех, кто попрал любовь Божию. И если это неодолимое стремление к предательству не преодолевается в нас благодатью Божией, то нам по слову Божию уготована смерть.

К сожалению, жизнь наша бывает, порой, сложна. И в разных обстоятельствах не всегда мы принимаем правильные решения. Порой, по лени, по малодушию, по трусости, по тщеславию мы совершаем те или иные грехи, попираем любовь Божию. И Святая Церковь в качестве очищающего средства полагает нам Великий пост - время воздержания, время, когда все мы должны задуматься о том, какой жизнью мы живём. Соответствует ли наша жизнь заповедям Христовым, или мы идём путём Адама, путём разрушения своей собственной жизни. Это время, в которое Господь призывает нас всех к покаянию. Призывает к тому, чтобы мы приблизились ко Спасителю.

Но, с другой стороны, как мы можем приблизиться к Богу, если мы сами, в сердце своем имеем обиду и что-либо против наших ближних? Если мы не простили грехи тех, кто нас окружает. Тех кто, может быть, по эмоциям, по неосторожности, по неразумию, по своей слабости совершили перед нами то или иное зло - обидели нас, оскорбили, забыли... И для того, чтобы начать этот постный путь восхождения ко Господу, путь приближения к исполнению заповедей Христовых, Церковь полагает нам особый день - Прощённое воскресенье. День, в который мы воспоминаем падение Адама и просим друг у друга прощения с тем, чтобы Господь благословил нас на этот путь очищения.

Дай, Господи, дорогие мои, чтобы в этот день, вспоминая нашу великую и в то же время трагическую человеческую историю, мы нашли в себе мужество, твёрдость и веру попрать свою собственную гордыню. И, смирившись, поклониться своему ближнему, попросить у него прощения, для того чтобы освободить душу от тяжести греха обиды и с ревностью начать путь своего собственного покаяния и приближения к Богу. Аминь.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В нынешний день, дорогие братья и сестры, мы с вами завершаем подготовку к Великому посту. Сегодня мы находимся на пороге великих и спасительных дней Святой Четыредесятницы. Но стоящие в храме, то есть мы с вами, приступаем к посту с разными мыслями. Кто-то приступает с надеждой провести дни Великого поста богоугодно, благочестиво, чтобы эти дни послужили во благо душе. Кто-то, возможно, скорбит, что ему придётся накладывать на себя определённые лишения, придётся лишать себя каких-то маленьких человеческих радостей. Кто-то жалеет себя… Церковь намеренно в этот день фокусирует наше с вами внимание на смысле поста. Для какой цели мы приступаем к этим святым дням? Сегодняшний воскресный день именуется «Воспоминание изгнание Адама из рая». Церковь напоминает нам о том, что первые люди – Адам и Ева – стали венцом творения. Человек, разумное творение, был создан Богом, чтобы наследовать землю, быть владыкою земли, жить в мире, любви и согласии со своим Творцом. С первых страниц Библии мы с вами узнаём о том, что наши прародители Адам и Ева по своим качествам отличалась от нас. Они каким-то чудесным образом, как говорит Священное Писание, напрямую общались с Богом, то есть имели этот великий дар и возможность общаться со своим Творцом. Св. Писание говорит нам о том, что человек был создан по образу и подобию Бога. Образ заключается в том, что человек создан такой же свободной личностью, как и сам Бог. А подобие Божие заключается в том, что в человеке была заложена великая возможность возрастать от силы в силу. То есть возможность совершенствоваться, становиться всё ближе и ближе к своему Творцу. Поэтому человек и называется богоподобным существом. В человеке по промыслу Божьему был заключён величайший потенциал.

Но мы с вами знаем, что наши прародители изменили своему первоначальному предназначению. Мы не должны думать о том, что Адам и Ева, когда совершили первое грехопадение, задумали нечто злое. Мы с вами знаем, что они стали жертвой обмана. Это враг рода человеческого, дьявол, который восстал против своего Творца, изобрёл такой коварный план, чтобы изменить мир. Нужно было нанести удар по венцу творения, по возлюбленному творению Бога, то есть по человеку. И враг рода человеческого в своих целях использовал тот потенциал, который был в человеке: желание совершенства и желание приблизиться к своему Творцу, то есть желание богоподобия. Поэтому и приступил с искушением, чтобы человек нарушил единственную заповедь, которая ему была дана. Мы с вами знаем, что в Эдемском саду находилось дерево, которое именовалось деревом познания добра и зла. Это, конечно, нельзя понимать буквально. Весь Ветхий Завет и особенно его первые книги наполнены глубоким символизмом. Конечно, Адам и Ева знали, что есть зло, есть дьявол. Но человеку была дана заповедь, чтобы человек через свой опыт, сам лично не познал, что такое зло, потому что зло – это зараза. Зло – это болезнь. Дьявол приступает к человеку и предлагает ему познать, что есть зло. И говорит ему: «Ты это сделаешь, и вы станете, как Боги». Дьявол использует благое намерение человека возрастать духовно. Дальше мы с вами знаем, что произошло. Человек поддался этому искушению и через грех в наш мир вошли болезни, вошли скорби, и вошла смерть. Бог не сотворил смерть. Человек должен был жить вечно. Но Господь, видя, что зло полностью изменило человеческую природу, и даже само мироздание (а мы знаем, что даже животные, которые населяли Эдемский сад, не враждовали друг с другом, не поедали друг друга. Все жили в абсолютной гармонии, и вдруг – всё изменилось), изгоняет человека из рая. Но Бог это делает не потому, что он разгневался на человека, а по великой любви к человеку. Бог лишает человека возможности жить в райском саду и лишает его бессмертия, потому что если бы человек был бессмертен и дальше находился в Эдемском саду, то тогда невозможно было бы победить зло. Невозможно было бы победить грех. И поэтому Господь удаляет человека из Эдемского сада. Мы с вами знаем, что потом всю свою жизнь Адам день и ночь проводил в слезах. Всю свою жизнь Адам раскаивался за содеянное преступление. Святые отцы говорят о том, что Адам был преисполнен всякой добродетели. Но одной добродетели у него не было, добродетели смирения. Адам не знал, что такое смирение, что такое жить без Бога. Он знал, что такое жить с Богом, ежедневно с ним общаться, а что такое жить без Него он не знал. Можно привести наглядный пример из жизни, который ещё глубже помогает понять то, что произошло с человеком. В недавнем прошлом водолазам, работающим на глубине, воздух подавался по специальному шлангу. Находящиеся наверху руководили человеком, давая сигналы, куда ему идти и что делать. Представьте себе, что если бы такому водолазу пришла мысль возмутиться, почему им кто-то руководит, говорит, куда надо двигаться, и почему кто-то даёт воздух. И он взял бы и отрезал шланг. Что бы с ним произошло? Конечно бы, такой человек погиб, и мы бы сказали, что он безумец. То же самое, братья и сестры, в лице наших прародителей сделало человечество, которое сказало, что «мы не хотим жить под управлением Божием. Мы не хотим, чтобы Господь нам говорил, что хорошо, а что плохо. Мы сами должны опытно познать, что есть добро и что есть зло». Адам, всю жизнь оплакивавший свой поступок, в итоге был прощён Господом. Мы сейчас почитаем Адама и Еву, как наших святых прародителей. Эти люди были обречены на страдания. Они в поте лица должны были возделывать землю, чтобы получать себе пропитание. Они должны были терпеть скорби и лишения. Церковь говорит нам сегодня о том, что вступая в дни Великого поста, мы тоже добровольно принимаем на себя определённые лишения. Мы добровольно лишаем себя того, что доставляет нам в жизни какую-то радость или удовольствие. Путь возвращения человека к Богу невозможен без страданий. Сам Господь Иисус Христос, который именуется вторым Адамом, показал нам, что единственный возможный путь возвращения человека к Богу – это путь через страдания. Поэтому Христос и говорит в Евангелии, что если кто хочет за Мной идти, возьми крест свой и за Мной иди. Поэтому Церковь и напоминает нам о нашем состоянии. О том, что мы – дети Адама, что мы – его потомки, и несём на себе печать этого греха. Всё негативное, что происходит в нашей жизни, в наших сердцах и в наших душах – это отклик того, что было совершено много тысяч лет тому назад. При этом грех, вошедший в мир, разделил людей между собой. Он разделил человека и с природой, и с Богом. Если мы посмотрим на нашу жизнь, то увидим, что самое негативное в ней – это разделение, которое приносит нам неимоверные страдания. Разделено наше общество, разделены мы со своими близкими. Мы ссоримся, враждуем, вынашиваем планы отмщения. Всё это говорит о нашем разделении. Поэтому нынешний день называется Прощёным воскресеньем. Церковь призывает нас к тому, чтобы мы испросили прощения у тех людей, кто нас обидел. Мы должны простить и сами испросить прощения. Этот момент очень важный. Это не просто некая формальность потому, что так принято. Мы должны понимать, что вступая в паломничество Великого поста, в паломничество по пути к празднику Пасхи, необходимо заложить твёрдое основание: простить и быть прощёнными. Мы должны сделать первый шаг к преодолению разделения, которое существует между нами. К преодолению той пропасти, которая есть между нами и Богом, между нами и другими людьми. Если мы сделаем этот первый шаг, то Господь непременно поможет нам. Господь даст нам силы, даст Свою благодать и поддержит нас. Даст нам возможность преодолеть негативные последствия греха, которые так сильно отравляют нам нашу жизнь. Великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский в одном из своих произведений устами старца Зосимы говорит о том, что все мы повинны друг перед другом. Это не высокопарные слова. Если мы глубоко посмотрим на свою жизнь, то поймём, что должны просить прощения, практически, у каждого человека, потому что любой наш грех, даже самый незначительный, вносит разделение в этот мир. Как некогда грех Адама (т. е. грех одного человека), полностью изменил этот мир, из-за чего мы страдаем, так и мы, совершая грех, злой поступок, тоже вносим в этот мир разделение, заставляя страдать других людей. Каждый грех имеет последствия, даже самый, как нам кажется, незначительный и малый. Поэтому мы, действительно, все повинны друг перед другом. И как через одного человека грех вошёл в мир, так и через поступки каждого из нас можно уменьшать действие греха в мире. Если мы будем стремиться к святой и добродетельной жизни, будем менять себя, а не пытаться изменить мир вокруг себя, обвиняя всех в своих бедах и злоключениях, то в мире обязательно начнутся изменения. Наше общество, мы с вами, наши семьи будем становиться другими. До тех пор, пока мы этого не поймём, ничего в нашей жизни не изменится. Каждый должен начать с себя. От каждого из нас зависит то, как мы живём, и как живёт наше общество. От каждого из нас зависит, как скоро придёт на землю Христос, который будет нас судить по нашим делам. В этот день, братья и сестры, мы должны обратиться к Богу с молитвой: «Господи, помоги нам, укрепи нас в это предстоящее время святого и Великого поста!» Аминь. Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную) Проповедь в неделю об изгнании Адама из рая (сыропустную)

Притча недели: (Мф.6:14-21)

14. если вы будете прощать людям их прегрешения, то простит и вам Отец ваш Небесный; 15. если же вы не простите людям, то и Отец ваш не простит вам прегрешений ваших.
16. Когда же будете поститься, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили свою награду.

17. Но когда ты постишься, голову свою умасти и умой лицо свое, чтобы не людям показать, как постишься,

18. но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.

19. Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают и где воры вламываются и похищают;

20. но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не похищают:

21. ведь где сокровище твое, там будет и сердце твое.


Вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается одна из самых трогательных служб в году - вечерня с чином прощения. А в течение всего дня по сложившемуся обычаю христиане просят друг у друга прощения за причиненные обиды, почему и носит последний день Масленицы, день воспоминания Адамова Изгнания, еще одно название -«Прощеное воскресенье».

В НАШЕМ ХРАМЕ СОВЕРШАЕТСЯ сразу после окончания вечернего богослужения, которое начнётся в 16:00

И, наконец, в последнюю подготовительную перед постом «Неделю сыропустную, изгнание Адамово” - мы будем вспоминать падение человека, страшное катастрофическое событие грехопадения, как человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом, гармонию с тварным миром. Человек отпал от Бога.

Образ Божий в человеке был помрачен, искажен, а подобия Божия человек лишился, потому что пошел в совершенно противоположном направлении, предал Бога, не захотел быть на него похожим. Когда сатана предлагал вкусить запретный плод, он это и предлагал – отвернуться от Бога и остаться самим по себе. Вы будете, как боги, – сказал сатана, искушая Еву, – вы сами будете рассуждать, что такое добро и зло, будете утверждать самих себя. И человек по собственной воле отказался быть похожим на своего Отца, лишился своего подобия и был изгнан из Рая, из того места, где имел все возможности стать сыном Божиим, по-настоящему сродниться с Ним.

Название этой недели действительно подводит итог всему подготовлению к Посту . Теперь мы знаем, что человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием.

Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству.

Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму : Изгнан бысть Адам из рая снедию, темже и седя прямо сего рыдаше, стеня... Увы мне, что пострадах окаянный аз: едину заповедь преступих Владычню, и благих всяческих лишихся! Раю святейший, мене ради насажденный быв, и Евы ради затворенный, моли тебе Сотворшаго, и мене Создавшаго, яко да твоих цветов исполнюся. Темже и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися, и в познание истины прийти, яко грядущаго ко Мне не изгоняю вон. Изгнан был Адам из рая из-за пищи (из-за вкушения запрещенного плода), и, сидя прямо перед раем, рыдал и стонал... Увы мне, как пострадал я, окаянный: я не соблюл одной заповеди Владыки и лишился всех благ! Рай святейший, ради меня насажденный, и ради Евы затворенный, моли тебя и меня Создавшего, чтобы я вновь наполнился твоими цветами. И отвечал ему (Адаму) Спаситель: Я не хочу, чтобы погибло Мое создание, но Я хочу, чтобы оно спаслось и пришло к познанию истины, потому что приходящего ко Мне Я не изгоню.

Изгнание из Рая Церковь вспоминает перед началом Великого поста, как плач Адамов. Это плач того, кто лишен самого главного своего сокровища – быть похожим на Бога. С особенной силой звучат в этот день евангельские слова: Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше(Мф.6:21).

Это плач каждого из нас, когда мы должны задуматься: а не изгонят ли меня из Рая? Вот так вот, с позором, со словами: "Не знаю кто ты..."

Так вот, вступая в Великий пост, давайте приложим все силы своей души, чтобы научиться подражать Христу, чтобы вырваться из плена, который заставляет нас работать греху, работать миру, удивляться его красоте, все время поворачиваться туда, где нас призывают быть свободными от Бога, от любви к Нему, от подражания Ему. Чтобы восплакать о своей души, и в ужасе встрепенуться, представив себя на месте Адама и Евы, изгнанных из Рая...

И тогда этот пост обязательно нас изменит, сделает настоящими христианами не по названию, а по смыслу, чтобы мы смотрели на мир иными глазами и видели, что наша красота – это Христос, наша жизнь – это Христос, наша пища – это Христос, наше питие – это Христос, воздух, которым мы дышим – это Христос.


На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона .… - здесь особенно чувствуются те слезы о вечности, об утерянном общении с Богом, о близкой возможности этого общения в Сионе. Услышать бы только, как плачут плененные иудеи на реках Вавилонских...

О Адам. Отец наш, пропой нам песнь Господню, чтобы слышала вся земля, и все сыны подняли умы свои к Богу, и усладились звуками небесной песни, и забыли горе свое.


«Вас нет здесь. Вы не прописаны», - это значит, что вы - бомж. Ваше имя расплылось от воды, или стёрлось на сгибе, или было неправильно записано в документе - всё это означает, что у вас начались большие и непредвиденные неприятности, а может, даже жизненная катастрофа.

Не надо пренебрегать «бумажкой». Она мистична, и не зря от неё так часто зависит жизнь. Наступит день, когда всё тайное станет явным. Об этом Дне сказано: Судьи сели, и раскрылись книги (Дан. 7, 10). Речь пойдёт о месте вечного жительства человека. Всякому захочется войти в ворота Небесного Иерусалима. Но, хотя Ворота его не будут


Предваряющая Прощеное воскресенье Неделя о Страшном суде говорит нам настойчиво о самооценке. Церковь призывает нас стать судьей своей жизни, прежде чем предстанем перед Лицом Божиим.

Но как это сделать? С чего начать? Прежде всего мы должны стать

И в последнее «Прощеное воскресенье» перед Великим Постом мы будем просить прощения, и давать прощение. Но просить прощения без того, чтобы принести плоды покаяния, – бессмысленно; оставаясь такими, какие мы есть сегодня, просить прощения за то, какими мы были вчера, нет смысла!

Подойдем теперь сначала к иконе Христа, нашего Бога и нашего Спасителя, Который дорогой ценой заплатил за власть простить; обратимся к Матери Божией, Которая отдала Своего Единородного Сына за наше спасение; если Она простит – кто нам откажет в прощении? А затем обратимся друг ко другу. А пока мы ходим, будем слышать уже не покаянное пение, но как бы настигающую нас еще издалека песнь Воскресения, которая станет громче на полпути, когда придет время поклонения Кресту, а потом заполнит этот храм – и весь мир! – в ночь, когда воскрес Христос, одержав победу.

…Образа, алтарь, распятие,
Покаянный плач летит.
Вы простите, сестры, братия:
Отвечают: Бог простит.

Ни грехов своих, ни горестей
Сердце нынче не таит.
Вы простите перед Господом,
Сестры, братия мои:

Незнакомые, знакомые,
Те, которых нет родней,
Вы простите беззакония
Суетной души моей.

Тихо плачу о спасении,
Осенив себя Крестом.
Свет весенний. Воскресение.

День последний пред Постом.

Прощеное воскресенье, исторически, это день, в который монахи одной египетской обители прощались друг с другом перед длительным великопостным путешествием по пустыне, из которого возвращались далеко не все, по причине засухи, болезней, диких зверей или банальной старости. Попросить перед долгой разлукой прощения у людей, с которыми прожил целый год под одной крышей, которых, наверняка, неоднократно огорчал своею жизнью за все это время и которых, возможно, никогда уже больше не увидишь – что может быть более естественным?

Хочется обратить внимание на содержание богослужебных текстов этого дня. "Седе Адам прямо [напротив] рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от неяже взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшаго" (стихира на Господи Воззвах, на "Слава:"). Но вместе с горьким рыданием, покаянием и плачем есть надежда на Христа Спасителя: "...но в последняя лета воплотивыйся от Девы, воззвав мя введи паки в рай" (вторая стихира на Господи Воззвах). Примечательна стихира на стиховне (на "Слава:"), она изображает плач и сокрушение Адама и ответ Господа: "...темже и к нему Спас: Моему созданию не хощу погибнути, но хощу сему спастися и в познание истины приити, яко грядущего ко Мне не изгоняю вон".

Первые три дня соблюдается очень строгий пост.

В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского .

Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона... все особенности первой недели поста

На прошлой неделе наше внимание было обращено к последнему дню, к Страшному суду, а сегодня напротив мы обращаемся к самому началу истории: на кануне Великого поста Церковь вспоминает изгнание Адама из рая.

История первого человека Адама нас интересует не из голого любопытства, а именно потому, что она позволяет нам понять нечто очень важное о самих себе, о нашем предназначении и о нашей человеческой природе.

На первых страницах Библии нам говорится о творении мира. Повинуясь слову Творца являются небо, земля, моря, весь растительный и животный мир. Все творения соответствуют Божьему замыслу и потому предельно совершенны, но в конце Бог захотел сотворить совершенство беспредельное, и тогда Он создал человека.

Если все божественные творенья физические или одушевленные совершенно соответствуют замыслу Творца, то для человека совершенство полагается не в качестве данности, но как заданность.

Человек приходит в мир, имея задание, с особой миссией. Эта миссия ведет его дальше, за пределы творения. Будучи последним и самым совершенным звеном в цепи творений, человек должен был объединить в себе мир тварный с его Творцом.

И вот парадоксы человеческого бытия: Адам самое совершенное творенье, но при этом – это единственное из всех творений, которое не самодостаточно в своей данности. Совершеннейший – он же неполноценен. И второй парадокс: человек имеет задание, которое намного превосходит его силы, выходит за рамки его природы, его возможностей. Он должен восполнить свою природу природой Божественной. Но человек не может сам достичь Бога, освящение Божественной жизнью человек может получить только как дар, как дар Самого Творца.

Что же тогда остается человеку? Ему остается только ждать. Ждать проявляя свое терпение. «Терпение» для нас одно из важнейших слов – не случайно и Господь говорит: «В терпении стяжите души ваши», и в другом месте: «претерпевший до конца, тот спасется». Ждать с терпением – значит не терять надежду, значит сохранять свое упование, и самое главное сохранять верность Богу (которая у Адама испытывалась сохранением одной единственной заповеди – невкушением плода от древа познания).

Кроме этого Адаму было дано слово. Этим словом он мог выражать свою тоску по Богу, являть Ему свою любовь, уверять в своей преданности, просить о неотъемлемом присвоении благодатного дара. И опять же Господь говорит: «просите и дастся вам».

Таким образом от Адама требовался духовный труд, который заключался в том, чтобы ждать с терпением и молитвой.

Но в состоянии ожидания к человеку приходит искуситель и говорит: «Ты и сам можешь стать как Бог, зачем ждать, зачем трудиться, лишь съешь от плода и тотчас перейдешь в новое состояние». Это похоже на наркотик, который тоже сулит новый опыт, вдохновение гения и т.п., но оказывается прелестью, обманом, и кончается все полным крахом, сломанными жизнями…

Искуситель говорил Адаму: «Съешь от плода, и откроются глаза твои, и увидишь, что ты стал как Бог». Адам съел, глаза его открылись, но увидел он лишь то, что он гол: он лишился и Божественного покрова и своего дерзновения перед Богом.

Но то, что не смог сделать Адам сделал Христос, которого апостол Павел называет вторым Адамом. Он объединив в себе две природы – Божественную и человеческую – был во всем послушен воле Своего Отца. Адам пребывал в раю, но даже в этом блаженном состоянии он не смог сохранить волю Божию. Христос прошел через предательство, пытки, унижение, но и перед самой крестной казнью он, обращаясь к Богу-Отцу, говорит: «Да будет воля Твоя». И будучи послушен воли Отца даже до крестной смерти, он искупает грех Адама и основывает на земле Церковь, где каждый, опираясь на Таинства, т.е. на Самого Христа, может пройти тем путем, на котором некогда преткнулся Адам.